7 июня 2010 года Стив Джобс впервые представил концепцию «дисплея Retina» – скачок вперед в качестве изображения по сравнению с предыдущими устройствами Apple. Вы все еще можете смотреть видеозапись мероприятия на Apple Podcasts.
Первым устройством, которое Apple решила оснастить этим стандартом, стал iPhone 4, представленный на том же мероприятии. С тех пор каждый дисплей iPhone, проданный Apple, соответствует стандарту Retina, а затем он перешел и на другие устройства.
Итак, давайте уточним, что означает «Retina», как эта функция применялась на различных устройствах, и почему это должно вас волновать.
Разрешение дисплея и плотность пикселей
Разрешение дисплея – это количество горизонтальных пикселей, умноженное на количество вертикальных пикселей. Например, разрешение монитора Full HD равно 1920 × 1080, или 2 073 600 пикселей.
Хотя площадь дисплея часто указывается в его характеристиках, типичным способом обозначения размера дисплея является размер диагонали, охватывающий левый нижний – правый верхний (или левый верхний – правый нижний) в дюймах.
Плотность пикселей – это количество пикселей на дюйм в горизонтальном или вертикальном направлении и указывается в пикселях на дюйм (ppi). Этот показатель указывается вместе с соотношением сторон, которое представляет собой отношение размера горизонтального измерения к вертикальному. Например, 16:9 или 4:3.
Так, если Full HD-монитор имеет размер 24 дюйма и соотношение сторон 16:9, его дисплей будет иметь ширину примерно 20,92 дюйма и высоту 11,77 дюйма. Следовательно, плотность пикселей можно рассчитать как 1920 пикселей / 20,92 дюйма или 1080 пикселей / 11,77 дюйма, что соответствует 92 ppi с точностью до пикселя.
Определение понятия «сетчатка глаза»
Во время презентации Стив Джобс заявил, что предел способности сетчатки глаза человека разрешать отдельные пиксели равен или превышает 300 ppi на дисплее, расположенном на расстоянии 10-12 дюймов от глаза. Разрешение 3:2 3,5-дюймового дисплея iPhone 4 составляло 960 × 640 – в четыре раза больше, чем у предыдущего iPhone. В результате плотность пикселей составила 326 ppi, что, по словам Джобса, «комфортно превышает этот предел».
Стандартный дисплей (вверху) в сравнении с дисплеем Retina (внизу).Эта спецификация 300 ppi на расстоянии 10-12 дюймов является определением дисплея Retina от Apple. Джобс обосновал это тем, что как только пиксели становятся неразрешимыми, изображение становится непрерывным на сетчатке глаза человека. Возможно, в этот момент они становятся такими же детальными, как и в реальной жизни.
Стандарт Retina зависит от расстояния просмотра, поскольку способность человеческого глаза разрешать отдельные пиксели зависит от того, насколько крупными кажутся эти пиксели. Например, из-за типичного расстояния просмотра iPhone требуют большей плотности пикселей, чем мониторы iMac, которые, в свою очередь, требуют большей плотности, чем телевизионные экраны.
Тут в дело вступает угловое разрешение, поскольку оно включает в себя расстояние просмотра.
Угловое разрешение = 2dr tan(0.5 градусов), где d – расстояние просмотра, а r – плотность пикселей. Эта метрика измеряется в пикселях на градус (ppd).
Так, 300 ppi на 12 дюймах означает, что угловое разрешение дисплея Retina должно быть равно или больше 63 ppd.
Есть «Retina», а есть «сетчатка»
Утверждение Джобса о том, что отдельные пиксели становятся неразличимыми на дисплеях Retina, оспаривается, поскольку максимальное угловое разрешение человеческого глаза, как было установлено, намного больше 63 ppd.
В одном из исследований было установлено, что максимальное разрешение составляет 0,94 угловых минут на пару линий, что соответствует 128 ppd.
Как бы то ни было, эта цифра приближается к верхнему пределу человеческого зрения. Хотя угловое разрешение не сравнимо напрямую с остротой зрения, измеренной по таблице Снеллена, в исследовании говорится, что этот результат приблизительно соответствует зрению 20/10.
Это намного лучше, чем у большинства людей.
Пользуясь этим методом пересчета, зрение 20/20 приблизительно соответствует 64 ppd, что очень близко к стандарту Retina. Учитывая, что по оценкам 65% людей видят очень хорошо, др. людей имеют зрение хуже, чем 20/20, кажется, что для большинства людей дисплеи Apple соответствуют заявлению Джобса. Особенно если учесть, что угловое разрешение дисплея iPhone 4 на самом деле составляло 68 ppd.
После анонса WWDC 2010 астроном Фил Плейт опубликовал свой собственный научный анализ, который подтвердил заявления Джобса. Он заключил: «Если у вас идеальное зрение, то на расстоянии одного фута пиксели iPhone 4 будут разрешены. Изображение будет выглядеть пиксельным. Если у вас среднее зрение, изображение будет выглядеть просто отлично». Итак, если вы принадлежите к небольшой части людей, обладающих зрением лучше 20/20, то вы могли заметить пиксели на дисплее iPhone 4. Однако, если вы принадлежите к большинству людей с более типичным зрением, то утверждение Джобса остается в силе.
За пределами Retina
Примерно через семь лет после появления дисплеев Retina компания Apple начала использовать дисплеи с ещё более высокой плотностью пикселей, например, Super Retina в iPhone X с 458 ppi. Однако компания не объяснила, зачем ей понадобилось увеличивать разрешение сверх того, что, по её мнению, может воспринять человеческий глаз.
Возможно, она хотела удовлетворить ту небольшую часть людей, у которых зрение лучше, чем 20/20. Может быть, люди держат iPhone ближе к глазам. Или, возможно, это было сделано просто для того, чтобы не отставать от линейки Galaxy от Samsung (если верить маркетингу Samsung).
По мере совершенствования технологии производства дисплеев Apple добавляла новые характеристики экранов, помимо разрешения, вводя новые термины для последующих поколений. На самом деле, когда технология Retina появилась в iPhone 4, контрастность его дисплея составляла 800:1 – в четыре раза больше, чем у предшествующего iPhone 3GS.
Что означают все термины Apple
- «Liquid Retina» – дисплеи Retina, в которых используется технология IPS LCD, что отличает их от OLED. Apple использует этот термин для IPS ЖК-дисплеев Retina с момента выпуска iPhone XR.
- «Liquid Retina XDR» – IPS LED дисплей Retina с «экстремальным динамическим диапазоном» (контрастность 1 000 000:1), достигаемым с помощью мини-светодиодной системы подсветки.
- «ProMotion» – динамически переключаемая частота обновления, варьирующаяся от 10 до 120 Гц.
- «Retina 4K» – разрешение 4096 × 2304 при размере 21,5 дюйма.
- «Retina 5K» – разрешение 5120 × 2880 при размере 27 дюймов.
- «Retina 6K» – разрешение 6016 × 3384 при размере 32 дюйма.
- «Retina HD» – так Apple называет дисплеи Retina, используемые в линейках iPhone 6, 7, 8 и SE (2020 & 2022).
- «Super Retina» – дисплеи Retina, использующие технологию OLED для отличия от IPS LCD.
- «Super Retina XDR» – OLED дисплей Retina с «Extreme Dynamic Range» (коэффициент контрастности 1 000 000:1).
- «True Tone» – динамическая настройка яркости и температуры дисплея в соответствии с окружающим освещением.
- «XDR» – Extreme Dynamic Range; коэффициент контрастности 1 000 000:1.
Теперь трудно представить, что продукты Apple не имеют четких дисплеев с высоким разрешением, к которым мы привыкли, и что устройства легко с этим справляются. Поэтому, верите ли вы первоначальному заявлению iPhone 4 о неразрешимых пикселях или нет, но переход Apple на Retina сделал шаг вперёд в технологии дисплеев для потребительской электроники.
Во время своего первоначального анонса Стив Джобс заметил: «Как только вы используете дисплей Retina, вы уже не сможете вернуться назад».
И Apple так и не вернулась.
Комментарии (0)